18. Литературная ситуация периода "перестройки" (к. 80-х–90-х гг.). Основные тенденции. Основные явления.

Роль литературно-художественных журналов в обсуждении ранее запретных тем. Возрастание роли публицистики. "Возвращенные имена" русских литераторов, публикация "возвращенной литературы". Публицистичность произведений, посвященных недавнему историческому прошлому. (В. Шаламов "Колымские рассказы", Л. Чуковская "Софья Петровна", А. Жигулин "Черные камни", А. Дудинцев "Белые одежды", Ю. Домбровский. "Факультет ненужных вещей" и др.).

Разнообразие художественных поисков. В. Маканин, Ю. Мамлеев, В. Попов, В. Пьецух, В. Попов, Т. Толстая, Вас. Аксенов и др.

 

 

«Гласность», а затем и полная отмена политической цензуры, «Демократизация», «плюрализм», провозглашенные сверху как новые нормы общественной и культурной жизни, привели к переоценке ценностей и в жизни и в литературе.

 

«Задержанная литература»

 

Толстые журналы начали активную публикацию произведений советских писателей, написанных в семидесятые годы и ранее, но по идеологическим соображениям тогда не напечатанных. Так были опубликованы романы: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Новое назначение» А. Бека, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др.

Лагерная тема, тема сталинских репрессий  — рассказы В. Шаламова, проза Ю. Домбровского широко публикуются в периодике. «Новый мир» напечатал и »Архипелаг ГУЛаг» А. Солженицына.

 

1988 г. — «Новый мир», спустя тридцать лет после создания, напечатал опальный роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» с предисловием Д.С. Лихачева. Внимание критиков и читателей было приковано исключительно к ним. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров, приближаясь к миллионным отметкам. «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» конкурировали в публикаторской активности.

 

Еще один поток литературного процесса второй половины восьмидесятых годов составили произведения русских писателей 20-30-х годов. Впервые в России именно в это время были опубликованы «большие вещи» А. Платонова - роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», другие произведения писателя.

Публикуются обэриуты, Е.И. Замятин и другие писатели XX века. Тогда же наши журналы перепечатывали холившие в самиздате и опубликованные на Западе такие произведения 60-70-х годов, как «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва - Петушки» Вен. Ерофеева, «Ожог» В. Аксенова и др.

 

«Возвращенная литература» - «литература русского зарубежья» произведения В. Набокова, И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, М. Алданова, А. Аверченко, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей возвратились на родину

 

Характер литературного процесса определяет «задержанная», «возвращенная» литература. Не представляя современный срез литературы, именно она влияет на читателя в наибольшей степени, определяя его вкусы и пристрастия. Именно она оказывается в центре критических дискуссий. Критика, также освобожденная от сковывающих пут идеологии, демонстрирует широкий диапазон суждений и оценок.

 

Впервые мы оказываемся свидетелями такого феномена, когда понятия «современный литературный процесс» и «современная литература» не совпадают. В пятилетие с 1986 по 1990 год современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного. Собственно современная литература вытеснена на периферию процесса.

 

А. Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было наверстывать упущенное - догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст». Мы стремились компенсировать упущенное, отдать давние долги. Как видится это время из дня сегодняшнего, публикаторский бум перестроечных лет, при несомненной значительности вновь открытых произведений, невольно отвлек общественное сознание от драматичной современности.

 

Журнальня война

четкая поляризация литературных изданий в соответствии с их политическими позициями:

«Огонек», «Литературная газета», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Книжное обозрение», «Даугава:

Осуждение сталинщины и атаки на советский тоталитаризм в целом, «западничество», неприятие национализма и шовинизма, критика имперской традиции, ориентация на систему либеральных ценностей.

 

 «Наш современники, «Молодая гвардия», «Литературная Россия», «Москва»:

Вера в сильное государство и его органы, выдвижение на первый план категории Нации и Врагов Нации, создание культа русского прошлого, борьба с «русофобией» и «безродным космополитизмом» за «патриотизм», резкое неприятие западных либеральных ценностей, утверждение исторической самобытности русского пути.

 

«Журнальная война» фактически прекратилась только после. Издания остались при своих позициях, но перестали реагировать на каждое выступление «идеологического противника». 

 

Разноообразие худ. поисков.

В 1990-х годов на первый план вышли сугубо литературные проблемы, которые оформлялись в тени «журнальной войны» конца 1980-х..

В конце 1980-х годов несколько журналов («Урал», «Даугава», «Родник») выпустили специальные номера, целиком отданные так называемому «андеграунду» (писателям младшего и более старших поколений, работающих не в реалистической, а в авангардистской или постмодернистской манерах).

Критики Сергей Чупринин и Михаил Эпштейн описали целый пласт, не вписывающийся в рамки традиционных литературных вкусов.

Были открыты легально: Вен. Ерофеев, Саша Соколов, Д. Пригов, Л. Рубинштейн и др. представителей «андеграундной» эстетики.

Затем поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», романа А. Битова «Пушкинский дом», «Школы для дураков» Саши Соколова и «Палисандрии», а также альманах постмодернистской литературы «Зеркала» (1989).

Серии книг новых авторов, отличающихся нетрадиционной манерой письма, в издательстве «Московский рабочий» (серия «Анонс»).

Это привело к легализации литературного андеграунда и к вынужденному признанию авангардистской и постмодернистской эстетик составными частями текущей литературы.

Эпилог — статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе» в которой он выделял три потока советской литературы: официальную, либеральную и «деревенскую» и доказывая, что им на смену идет «новая литература», преодолевающая узко-социологический взгляд на мир, ориентированная на эстетические задачи прежде всего, и не заинтересованная в поисках пресловутой «правды».

 

Дискуссия - о русском постмодернизме и его месте в современном литературном процессе.

 

В 1990-ых появился феномен литературных премий - форма неофициального, негосударственного признания авторитета писателей, играют роль меценатов, помогающих выдающимся писателям справляться с экономическими трудностями посткоммунистического периода.

Приверженцы различных эстетик ищут способы диалога с оппонентами. Наиболее влиятельной оказалась британская Букеровская премия за лучший русский роман (учреждена в 1992-м году), за ней последовали немецкая премия имени Пушкина, «шестедесятническая» премия «Триумф», «Антибукер», учрежденный «Независимой газетой», премия Академии современной русской словесности им. Аполлона Григорьева, премия Солженицына.

Hosted by uCoz